Продукты, богатые белком, — от хлопьев до чипсов и кофе — можно найти на полках любого супермаркета. Появляется все больше данных исследований на животных, свидетельствуют о том, что ограничение потребления белка может замедлить старение и увеличить продолжительность жизни. Значит ли это, что избыток белка вреден?
«У нас сложилось впечатление, что белок в рационе — это в целом хорошо», — говорит Дадли Ламминг из Висконсинского университета в Мадисоне. Но, согласно последнему обзору научных данных, «увеличение количества белка в рационе людей или животных, ведущих малоподвижный образ жизни, сверх необходимого приводит к проблемам с обменом веществ и может сократить продолжительность жизни», — говорит он.
Однако другие исследователи отмечают, что результаты исследований питания на таких животных, как мыши и крысы, не всегда применимы к людям, а высокое потребление белка может быть полезным для человеческого организма.
Лэмминг и его коллеги проанализировали более 300 исследований, в основном на грызунах, ведущих малоподвижный образ жизни, в которых изучалось, как ограничение потребления белка до минимума, необходимого для предотвращения дефицита, влияет на старение и продолжительность жизни.
В этих исследованиях грызуны, как правило, получали либо эквивалент минимальной нормы белка, рекомендованной в США, — 0,8 грамма белка на килограмм массы тела, — либо примерно в два раза больше. Последнее значение аналогично норме, недавно рекомендованной в США для оптимального здоровья, — от 1,2 до 1,6 грамма белка на килограмм массы тела.
В одном исследовании крысы, получавшие примерно минимальную норму белка, прожили почти на 120 дней, то есть более чем на 50%, дольше, чем те, кто получал примерно в два раза больше.
По словам Ламминга, это может быть связано с тем, что ограничение потребления белка повышает уровень гормона FGF21. У грызунов он воздействует на мозг, жировую ткань и печень, улучшая уровень сахара в крови и уменьшая количество стареющих клеток. Эти клетки, которых с возрастом становится все больше, перестают делиться и вызывают хроническое воспаление.
Доказано, что ограничение потребления белка снижает активность белка mTORC1 у мышей. Обычно mTORC1 стимулирует рост клеток, но снижение его активности ускоряет клеточное восстановление.
«По сути, это переводит клетки из пролиферативного состояния, когда они растут и активно участвуют в метаболизме, в состояние, когда они делятся медленнее, если вообще делятся, и сосредотачиваются на восстановлении», — говорит Ламминг. По его словам, исследования показывают, что это снижает риск возрастных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни у мышей.
Все это говорит о том, что недавняя тенденция к увеличению потребления белка, вероятно, оправданна для людей, которые регулярно занимаются спортом, поскольку им может требоваться больше белка для восстановления поврежденных мышц, но для тех, кто ведет малоподвижный образ жизни, избыток белка может быть вреден, считает Ламминг.
Но Дональд Лэйман из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне отмечает, что метаболизм белка у грызунов сильно отличается от человеческого. Например, mTORC1 активируется во время кормления, и если люди обычно едят несколько раз в день большими порциями, то грызуны питаются более регулярно.
Таким образом, белковая недостаточность может по-разному влиять на сигнальные пути mTORC1 у разных видов, говорит он. Кроме того, мы больше подвержены факторам, ускоряющим старение, таким как инфекции и экстремальная жара, чем лабораторные животные, отмечает Лейман.
Более того, в обзор не вошли большинство исследований с участием людей, которые показывают, что увеличение потребления белка сверх минимальной нормы снижает риск развития хрупкости, говорит он.
По словам Ламминга, ни одно исследование не было намеренно исключено из обзора. «Мы сосредоточились на ограничении потребления белка, а не на многочисленных исследованиях, посвященных более высоким уровням потребления белка», — говорит он.
По словам Ламминга, вопрос о том, помогает ли повышенное потребление белка замедлить старение, помимо наращивания мышечной массы и предотвращения хрупкости костей, остается спорным.
Почему так много людей зациклились на белке? Дональд Лэйман — один из тех, кто проводил исследования, доказывающие пользу увеличения количества белка в рационе. Он считает, что ситуация зашла слишком далеко, и хочет внести ясность.
Например, одно исследование выявило связь между этим и снижением риска возрастной потери мышечной массы, или саркопении, у пожилых близнецов в Великобритании. Однако уровень заболеваемости саркопенией был настолько низким, что эту связь нельзя считать достоверной, считает Элизабет Уильямс из Университета Шеффилда в Великобритании.
Тем не менее некоторые исследования показали, что ограничение потребления определенных аминокислот — таких как изолейцин и валин, которых больше всего в мясе, рыбе и молочных продуктах, — у мышей дает тот же эффект, что и ограничение общего потребления белка, говорит Филип Атертон из Ноттингемского университета, Великобритания.
Атертон планирует провести исследование, чтобы выяснить, улучшают ли препараты, снижающие уровень определенных аминокислот в организме человека, такие показатели, как контроль уровня сахара в крови. Результаты ожидаются в ближайшие несколько лет.












